Современные тенденции экономического развития выводят на первый план задачу обеспечения качества и безопасности товаров народного потребления с целью формирования конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках. Фундаментом для решения данной задачи служит система технического регулирования.
Область применения технических регламентов и документов по стандартизации очень широка. В данной статье рассмотрены основные вопросы контроля безопасности товаров на примере близкой многим из нас сферы детских игрушек — важного сегмента рынка, потребители которого нуждаются в особой защите.
Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) провели большую работу по созданию единой системы технического регулирования для устранения барьеров во взаимной торговле, обеспечения продовольственной и промышленной безопасности общего рынка, повышения качества и конкурентоспособности продукции, производимой в союзных государствах. В технических регламентах (ТР) ЕАЭС1 устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
В целях введения в ЕАЭС единых, обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011). Устанавливаемые документом требования направлены на защиту жизни и здоровья детей и присматривающих за ними лиц, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно назначения и безопасности игрушек.
География производства игрушек, поступающих на рынок ЕАЭС
Все сертификаты соответствия на игрушки регистрируются в реестре Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации. Анализ данных из этого реестра за 2018 г. и первое полугодие 2019 г. позволил определить места производства игрушек, подтверждение соответствия которых проводилось российскими органами по сертификации (ОС).
Данные о количестве выданных российскими ОС сертификатов соответствия на игрушки, изготовленные в различных странах, представлены в таблице.
Из таблицы видно, что при почти двукратном снижении количества сертификатов, выданных за первое полугодие текущего года, соотношение долей стран - производителей игрушек, поставляемых на российский рынок, практически не меняется: в основном игрушки поступают из Китая (включая Гонконг и Тайвань) и европейских государств. Китай в этом сегменте импорта занимает лидирующие позиции со средней долей в 75%.
Игрушки европейского производства поставляются в Россию в основном из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Испании, Италии, Польши и Швейцарии (13%). Поступают в страну и игрушки из Азии — Вьетнама, Республики Корея, Сингапура, Израиля и др. Небольшая доля приходится на США и Канаду. Процент игрушек российского производства также весьма незначителен — всего 7%.
При проведении оценки соответствия продукции важен не сам факт наличия сертификата соответствия на партию или серийный выпуск товаров, а прохождение всех процедур подтверждения соответствия, на основании результатов которых он был выдан.
Отдельно стоит отметить уменьшение почти на 10% (до 68,5%) во II кв. 2019 г. по сравнению с первым кварталом того же года доли сертификатов соответствия, выданных на китайские игрушки, и увеличение доли сертификатов на игрушки, произведенные в европейских странах и России.
Данные о количестве сертификатов соответствия на игрушки
Оформление ВЭД-контракта
Важной составляющей внешнеэкономической сделки является оформление ВЭД-контракта — договора резидента РФ с компанией, зарегистрированной на территории иностранного государства.
Его предмет — физическое перемещение товара на территорию/с территории РФ. Прежде всего компания-импортер должна быть зарегистрирована в качестве участника ВЭД таможенным постом, где будут проводиться таможенные операции. Учитывая
многообразие видов детских игрушек, на каждый из которых приходится свой код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), и то, что таможенный пост может не иметь разрешения
на декларирование определенных групп товаров, при выборе места регистрации нужно уточнить, подходит ли он для ввоза игрушек.
Регистрация проводится после заключения сделки.
На таможенный пост представляется пакет документов (все копии должны быть нотариально заверены):
- копия учредительного договора юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копия устава юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- бухгалтерский баланс за последний отчетный период или справка из банка о внесении уставного капитала;
- справка из уполномоченного банка об открытии банковских счетов участника ВЭД;
- копия договора аренды помещения или свидетельства о праве на собственность;
- копии паспортов гендиректора и главного бухгалтера;
- копия контракта о заключении внешнеэкономической сделки;
- копия паспорта сделки.
Таможенные процедуры
В ЕАЭС установлена определенная последовательность операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию и их перемещением в соответствии с процедурой транзита до таможенного органа, который будет осуществлять таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
Иностранные товары, ввезенные в любое из государств ЕАЭС и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров Евразийского экономического союза», приобретают право свободного обращения на всей таможенной территории ЕАЭС.
Законодательством ЕАЭС о таможенном деле установлена обязанность предоставлять таможенному органу предварительную информацию о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом. Декларация подается в таможенный орган государства ЕАЭС, на территории которого находится место ввоза товара, не позднее чем за два часа до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска. Это можно сделать через «Личный кабинет участника ВЭД».
После совершения всех установленных таможенным законодательством ЕАЭС операций на месте прибытия товаров последние могут быть помещены под избранную таможенную процедуру. В случае помещения товаров под процедуру таможенного транзита необходимые сопровождающие документы представляются декларантом в таможенный орган в электронной форме. Подача транзитной декларации в бумажной форме допускается в случаях, определяемых правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации. С марта 2017 г. стало возможным
предварительное декларирование процедуры транзита до прибытия товаров в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
При осуществлении выпуска товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита органом отправления устанавливаются срок таможенного транзита, место доставки товаров, а в некоторых случаях — маршрут перевозки. После прибытия товаров в место доставки (зону таможенного контроля) для завершения процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в орган назначения транзитную декларацию и пакет документов, необходимых для прохождения таможенного контроля, в форматах, установленных Федеральной таможенной службой (ФТС) РФ. Документы размещаются в электронном архиве декларанта (далее — ЭАД).
Подача в электронной форме декларации на товары и документов, на основании которых она заполнена, может производиться:
- с использованием специализированных программных средств, сертифицированных в установленном порядке;
- посредством портала электронного декларирования ФТС РФ;
- таможенными представителями — лицами, уполномоченными импортером совершать операции на таможне при ввозе товаров.
Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
При размещении в ЭАД документ получает иденти фикационный номер, который указывается в декларации на товары. Основанием для выпуска товаров является набор документов, установленный Таможенным кодексом ЕАЭС, в том числе сертификаты соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Анализ данных реестра сертификатов соответствия
Сертификация игрушек является обязательной процедурой, основная задача которой — подтверждение безопасности продукции. Сертификат соответствия требованиям ТР ТС 008/2011 оформляется аккредитованными ОС.
Динамика регистрации (приведено общее число сертификатов соответствия) и прекращения действия сертификатов соответствия на игрушки
Единая форма сертификата соответствия требованиям ТР ЕАЭС и правила его оформления утверждены Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)3.
Сертификат соответствия должен содержать следующие сведения:
- регистрационный номер сертификата;
- единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС;
- полное наименование органа по сертификации;
- полное наименование заявителя;
- полное наименование изготовителя;
- сведения о продукции;
- код (коды) продукции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
- наименование технического регламента (технических регламентов);
- сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов);
- условия и сроки хранения продукции;
- дата регистрации сертификата и дата прекращения его действия;
- печать органа сертификации, подписи уполномоченных лиц и иное.
Срок действия сертификата соответствия на серийно выпускаемые игрушки составляет не более пяти лет, для партии игрушек — не устанавливается.
Сертификаты соответствия на игрушки с комплектом доказательственных материалов обязаны храниться:
- на серийно выпускаемые игрушки — у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) в течение не менее десяти лет с даты прекращения производства этих игрушек;
- на партию игрушек — у импортера в течение не менее десяти лет с даты реализации последнего изделия из партии.
Все сертификаты соответствия на игрушки должны быть зарегистрированы в Федеральной государственной информационной системе Росаккредитации аккредитованными органами по сертификации. Информация, содержащаяся в реестре, включает сведения о выданных сертификатах соответствия и их статусе (что позволяет оценить динамику выдачи и прекращения действия сертификатов за определенный период), местах производства сертифицируемой продукции, заявителях на проведение сертификации и т.д. На рисунке представлены общее количество зарегистрированных сертификатов соответствия на игрушки в 2018 г. и в первом полугодии 2019 г., динамика их регистрации и прекращения действия.
В последнее время явно прослеживается тенденция снижения как количества выдаваемых сертификатов соответствия, так и сертификатов соответствия, действие которых было прекращено. Это связано с повышением внимания со стороны государства к безопасности детских товаров и игрушек и с результатами контрольной деятельности Росаккредитации по очистке рынка от недобросовестных органов по сертификации.
Анализ данных, содержащихся в сертификатах соответвия на игрушки, показал, что часть их была выдана российскими ОС на основании протоколов испытаний испытательных лабораторий (ИЛ) Армении, Белоруссии и Казахстана. В первом квартале 2019 г. доля таких сертификатов соответствия составила почти 18%.
В результате проведенных Росаккредитацией контрольных мероприятий значительная часть ОС, которые выдавали сертификаты соответствия на основе протоколов испытаний иностранных лабораторий, была лишена аккредитации за нарушение требований законодательства, а действие выданных ими сертификатов соответствия прекращено. Это негативно сказалось на импортерах и производителях игрушек, обратившихся за услугами к таким ОС.
Выбор надежного органа по сертификации
При проведении оценки соответствия продукции важен не сам факт наличия сертификата соответствия на партию или серийный выпуск товаров, а прохождение всех процедур подтверждения соответствия, включая лабораторные испытания, на основании результатов которых он был выдан.
Производителям и импортерам игрушек необходимо обеспечить безопасность поставляемой продукции и, следовательно, выбирать надежный ОС, действие документов которого не будет прекращено из-за нарушений при проведении работ по оценке соответствия.
Органу по сертификации можно доверять, если:
- сведения об аккредитации юридического лица в качестве ОС внесены в реестр аккредитованных лиц, размещенный на официальном сайте Росаккредитации в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- сведения об аккредитации ИЛ, с которыми ОС осуществляет взаимодействие, внесены в реестр аккредитованных лиц, размещенный на официальном сайте Росаккредитации в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- продукция, которую планируется сертифицировать, включена в область аккредитации и ОС, и ИЛ;
- аккредитация ОС и ИЛ имеет в реестре статус «действует » или «частично приостановлен»;
- наименования юридического лица в реестре аккредитованных лиц и в договоре на проведение работ совпадают;
- сайт ОС соответствует требованиям критериев аккредитации;
- по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), организация существует более трех лет;
- ОС имеет аккредитацию более года и прошел процедуру подтверждения компетентности.
Гарантированно получить подлинный сертификат соответствия, оформленный в соответствии со всеми требованиями законодательства, можно только в том случае, если все перечисленные условия соблюдены. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Проверка номера записи в реестре аккредитованных лиц органа по сертификации. Проверить наличие действующего статуса в реестре аккредитованных лиц ОС можно в реестре аккредитованных лиц, находящемся в ведении Росаккредитации . Реестр содержит информацию обо всех российских ОС и ИЛ, аккредитованных на право проведения работ по подтверждению соответствия продукции ТР ЕАЭС, а также описание областей их аккредитации. Продукция, которую планируется сертифицировать, должна быть указана в области аккредитации ОС, с которым заключается договор.
При проверке номера записи в реестре аккредитованных лиц следует обратить внимание на:
- наименование ОС;
- наименование юридического лица;
- область аккредитации ОС;
- текущий статус ОС: «действует», «частично приостановлен », «приостановлен», «прекращен»;
- дату аккредитации ОС — не следует обращаться в орган по сертификации, аккредитованный менее года назад.
Проверка номера записи в реестре аккредитованных лиц испытательной лаборатории. Аналогично проверке ОС в реестре аккредитованных лиц можно провести проверку статуса аккредитации ИЛ. У ОС необходимо запросить информацию о том, протокол испытаний какой ИЛ заявитель будет прикладывать к комплекту доказательственных материалов.
Проверка сайта органа по сертификации. Согласно п. 14.9 приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», на сайте ОС должны содержаться следующие сведения:
- наименование ОС, его адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты;
- структура управления ОС, в том числе фамилия, имя и отчество (при наличии) его руководителя;
- описание схем сертификации, которые реализует ОС;
- правила рассмотрения жалоб и апелляций на решения ОС;
- перечень документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам;
- примерная стоимость работ по подтверждению соответствия, выполняемых ОС, а также методика расчета стоимости работ по сертификации, включающая правила определения стоимости работ по отбору образцов, стоимости проведения исследований (испытаний) и измерений, анализа состояния производства (при необходимости) и иных затрат ОС;
- перечень испытательных лабораторий (центров), с которыми ОС взаимодействует для проведения исследований (испытаний) и измерений;
- описание прав и обязанностей заявителей, связанных с осуществлением работ по подтверждению соответствия;
- информация о работниках ОС, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН), основному государственному регистрационному номеру (ОГРН) или наименованию юридического лица.
Там же можно сформировать выписку из ЕГРЮЛ. Особое внимание следует обратить на дату регистрации, возможную смену директора, учредителей или адреса организации.
Сравнение наименования юридического лица в реестре аккредитованных лиц и в договоре.
Наименования юридического лица в реестре аккредитованных лиц и типовом договоре на проведение работ по сертификации должны совпадать.
Заключение договора с ОС является важным этапом, позволяющим уменьшить часть рисков при наступлении неблагоприятных событий. Как правило, когда прекращают действие сертификатов соответствия или переводят их в архивную часть реестра (согласно постановлению Правительства от 30 марта 2017 г. № 360), заказчик не имеет прямых отношений с ОС — договор заключается с посредником, а ОС, выдавая сертификат, не состоит в гражданско-правовых отношениях с производителем, его эксперты на производстве не появляются, а сама продукция не проходит испытания.
После получения сертификата соответствия его статус следует проверить в реестре зарегистрированных сертификатов соответствия, находящемся в ведении Росаккредитации. Данный реестр содержит сведения обо всех сертификатах соответствия с действующим, приостановленным и прекращенным статусом.
Наиболее простым способом проверки сертификата соответствия является сканирование камерой смартфона QR-кода, содержащего прямую ссылку на страницу реестра со сведениями о выданном сертификате соответствия. Данный функционал был реализован в 2019 г.
В случае отсутствия QR-кода проверить сертификат соответствия можно по регистрационному номеру, который указан в верхней части сертификата. Номер присваивается в момент публикации сведений о сертификате в реестре Росаккредитации. Для проверки сертификата соответствия по регистрационному номеру необходимо перейти в реестр сертификатов соответствия, ввести в поле «Номер сертификата соответствия» его регистрационный номер и осуществить поиск.
Контроль за обращением игрушек на российском рынке
Уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 008/2011 в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) В соответствии с возложенными на него полномочиями Роспотребнадзор периодически проводит контрольно-надзорные мероприятия и выявляет факты реализации игрушек, не соответствующих требованиям технического регламента «О безопасности игрушек».
В случае выявления на рынке игрушек, не соответствующих требованиям ТР ТС 008/2011 по показателям безопасности (например, органолептическим), информация о факте нарушения направляется в ОС, выдавший сертификат соответствия на данные игрушки, для решения вопроса о приостановлении или прекращении действия данного сертификата.
При выявлении факта реализации игрушек, не соответствующих обязательным требованиям ТР ТС 008/2011 (отсутствие документов, подтверждающих соответствие игрушек требованиям безопасности, маркировки единым знаком обращения и т.д.), данная продукция изымается из оборота, в отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении.
Виновные могут быть привлечены должностными лицами Роспотребнадзора к административной ответственности в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ.
продукции и услуг
документов на товары и услуги по всей территории РФ
- декларации ТР ТС
- сертификаты ТР ТС
- сертификаты ГОСТ Р
- добровольный ГОСТ Р
- сертификат пожарной безопасности
- и ещё более 20 видов документов
на территории всей страны
собрать документы и пройти проверку
постоянно получают скидки