Центр сертификации
продукции и
товаров
Задать вопрос
Как к Вам обратиться? Мы Вам перезвоним
Заказать звонок
Бесплатно по России 8 800 555-36-77 Москва и область 8 495 778-78-62

info@sert-lab.ru

Интервью с Саввой Витальевичем Шиповым: ГОСТ, сертификация, проблемы потребителей и производителей

Центр сертификации продукции и товаров

сертификат соответствия

декларация

технические условия

Получить сертификат

Интервью с Саввой Витальевичем Шиповым: ГОСТ, сертификация, проблемы потребителей и производителей

Интервью с Саввой Витальевичем Шиповым: ГОСТ, сертификация, проблемы потребителей и производителей

Несмотря на то, что власти РФ уже объявили бой организациям, выдающим поддельный сертификаты на товары, их количество пока что существенно не убавилось. И дело даже не в самом законе, а в том, что абсолютное большинство потребителей в нашей стране ни одного раза в жизни не потребовали у продавца сертификат на приобретаемый товар. Таким образом, рынок страны продолжает пополняться некачественными продуктами питания, одеждой, лекарствами и детскими игрушками.

Что с этим делать? Дает ли гарантию безопасности настоящий сертификат? Как проверить продавца на честность? На эти и другие вопросы отвечает Савва Шипов — руководитель российской Федеральной службы по аккредитации.

Савва, какова статистика фирм, выдающих «липу»?

В зоне нашей видимости около 1200 подозрительных организаций. На сегодняшний день мы смогли вывести с рынка около 10% таких фирм. Так или иначе, в зону риска попали больше 150 организаций — это те, которые требуют более пристального внимания со стороны контролирующих государственных органов.

Что вызывает подозрение Федеральной службы в первую очередь?

Например, выдача сертификата для очень большой партии товара. Мы планируем завершить выездные проверки до конца года. Но тут стоит сделать оговорку — не обязательно каждая из заявленных 150 организаций окажется злостным правонарушителем. Наша задача — проверить всех, кто контролирует конкретный сегмент рынка — выдачу сертификатов.

Но перемены уже начались?

Конечно. Можно сказать, что сейчас уже не осталось организаций, предлагающих такие услуги напрямую, то есть органы по сертификации опасаются открыто участвовать в нелегальных схемах.

Согласитесь, все-таки наша потребительская культура ограничивается покупкой товара, почти никто не требует сертификат. Что можно посоветовать покупателям?

Во-первых — заботиться о своем здоровье. Во-вторых — не забывать, какими правами и возможностями обладают потребители. Проверка сертификата — право, являющееся чуть ли не ключевым в вопросе защиты прав потребителей.

Активно ли российские потребители используют реестр сертификатов на сайте Росаккредитации?

Наша статистика выдает около 100 000 обращений в месяц, плюс — 400 000 обращение от государственных органов. Это достаточно много. Можно начать говорить о том, что процесс пошел и пошел в нужном направлении. В наших планах усовершенствовать сервисы по проверке сертификатов. В идеале — любой покупатель в магазине может поднести товар к сканеру и получить ответ о том, как, где, когда и кем был сертифицирован продукт. Мы считаем эту идею перспективной.

Что рисковее для потребителя — купить товар с сертификатом—подделкой или приобрести продукт, который не прошел реальных испытаний, ног имеет легальный сертификат, выданный надлежащим органом?

Это одинаково вредно для покупателя, однозначно. В нашей практике, еще до создания служебной инфосистемы, было много обычных «липовых» сертификатов. Теперь же на первый план выходит проблема отсутствия реальных лабораторных испытаний, несмотря на то, что сертификат выдается аккредитованным лицом.

В принципе, потребители могут бороться с этой проблему вместе с нами. Для этого достаточно проверить организацию, которая выдала сертификат и лабораторию, которая провела испытания.

В наших силах — повысить уверенность потребителей в качественной продукции.

Вы обращаетесь в суд по результатам проверок?

Увы, полноценной судебной практики по вопросам сертификации у нас в стране еще нет. Разные суды могут выносить разные меры наказания — от штрафа до «помилования». Законодательно установлено, что мы имеем право обращаться в суд в течение года после совершения правонарушения. С другой стороны закон не объясняет — то ли это срок с момента совершения нарушения (выдачи сертификата) то ли с момента, когда нарушение, как таковое, было обнаружено нами. Например, если действующий сертификат был выдан полтора года назад, то по логике закона — срок давности по обращению в суд уже прошел (1 год), но по факту — незаконный сертификат продолжает «действовать». В этой сфере нам предстоит еще много работы.

Какое основное «наказание» за нарушения в области аккредитации? Достаточно ли обычного штрафа?

Да, я думаю, что штраф — это подходящее наказание. Чтобы вы понимали, один штраф за один неправомерный сертификат может составлять от 100 до 400 тысяч рублей. Это за каждый сертификат. Сумма получается немаленькая в итоге.

Уже сегодня у нас есть судебные решения для организаций, сумма штрафов которых более 7 миллионов рублей. В случае, если организация продолжает заниматься таким нелегальным бизнесом — мы имеем право прекратить ее аккредитацию.

А что делать с товарами, на которые были выданы и по решению суда отозваны сертификаты? Их нужно уничтожить?

Не обязательно. Скорее всего, продукт будет попросту заново проходить процедуру сертификации, но теперь мы будем более внимательны к этому производителю. Например, если товар прошел испытания в 3-4 разных лабораториях и только в пятой смог получить аккредитацию — это повод задуматься. К сожалению, у нас пока что нет такой совершенной системы, через которую мы могли бы отследить передвижение продукта перед получением легального сертификата, а ведь это сильно упростило бы нашу работу.

Как вы взаимодействуете с аналогичными органами в странах Евразийского союза?

В принципе, у нас налажен обмен информацией со всеми странами, входящими в Евразийский экономический союз. Мы можем обратиться напрямую в уполномоченные органы государств-членов и попросить их отменить нелегальный сертификат после его проверки. Точно так же к нам может прийти запрос из Белоруссии или, например, Казахстана, и тогда проверку российского сертификата проводим мы.

Как складываются отношения с такими органами?

У нас нет проблем с коммуникацией. Помимо этого, сейчас мы активно работаем над тем, чтобы создать и запустить региональную ассоциацию. В нее смогут войти все заинтересованные страны постсоветского пространства. Это позволит нам продвигать общие интересы на международном уровне. Например, уже сегодня действуют некоторые элементы нацрегулирования.

Например, какие?

Например Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза. Чтобы попасть в него, производителю нужно соответствовать даже более жестким требованиям, нежели для включения в нацреестр.

Когда региональная ассоциация сможет на полную силу приступить к работе?

Мы думаем, что ассоциация может заработать уже 2016 году. Признаться, это процесс во многом зависит от политической ситуации в каждой отдельной стране.

К нам приходят письма от профессионалов. Несмотря на то, что мне в них разобраться трудно — я их процитирую. Пишет наш читатель Артем Добрин: «Как вы собираетесь решать вопрос сертификации для «2с» — специальной системы менеджмента? Большинство из них, около 80% — подделка. Их могут оформить даже без испытаний или выезда на производство. Стоимость услуги — небольшая — до 20 000 рублей.»

Да, мы в курсе этой проблемы. Дело в том, что сертификаты на систему менеджмента несколько отличаются от классических сертификатов на товары. Они могут выдаваться органами, которые не проходили процесс аккредитации у нас. По сути — все эти системы сертификации — добровольные. Но выход есть — мы предлагаем все органам, которые планируют сертифицировать системы менеджмента, пройти госаккредитацию в нашей службе. Для потребителя это будет означать повышение доверия к организации.

Вот еще один наш читатель интересуется, как обстоят дела с коррупцией у вас в органах?

Как система, как служба даже, мы были созданы всего 3 года назад. Наводить порядок на «территории» сложно, учитывая непростое наследство, которое нам досталось. Искоренение коррупции — это приоритетное задание в вопросе организации внутренней работы Росаккредитации. Каждый новый сотрудник проходит собеседование лично со мной.

Разве это может на 100% обезопасить органы от коррупции?

Конечно, это не панацея. Но бывали случаи, что претенденты, которые до этого рьяно хотели получить должность, отказывались после нашего разговора. В целом, мы уже разработали план по борьбе с коррупцией и активно его выполняем, но лично я считаю, что тут нужны дополнительные меры. Как вариант — проверка всех сотрудников Росаккредитации, которые занимают руководящие должности, на детекторе лжи. В скором времени я планирую внести это предложение на обсуждение. Честная работа каждого сотрудника — залог успеха всей нашей кампании.

На какую продукцию чаще всего производители оформляют поддельные сертификаты?

Обычно, на самую ходовую — на пищевую продукцию. Кроме этого — на одежду, медицинские препараты, детские игрушки и мебель. Также в зоне риска — пиротехника, косметические средства.

И что же делать потребителям?

Во-первых, покупатель может обратиться с претензиями и к производителю, и к фирме, которая проводила испытания и, конечно же, в нашу службу для проверки сертификата на соответствие.

Во-вторых, потребитель может подать в суд на недобросовестного производителя, в этом случае нага служба привлекается в качестве третьей стороны, которая может предоставить доказательную базу.

Иногда мы получаем сигналы о некачественной продукции от Росстандарта, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. В этом случае мы проверяем организации, которые допустили товар на рынок — выдали сертификат и провели испытания. Точно так же и мы сами можем обнаружить несоответствие в части испытаний, о чем обязаны проинформировать коллег из контролирующих органов. Если после нашего заключения сертификат отменяется — данная продукция отзывается с рынка или применяются другие меры.

Например, однажды мы выявили огромную партию вакцин, которые не были проверены должным образом в лаборатории. Или, например, мы отреагировали на массовое отравление детей молоком и творогом. Это было в одном из детских садиков Читы.

Когда мы обнаруживаем подобные нарушения, организации получают штраф или же лишаются аккредитации, что равносильно потере бизнеса.


Возврат к списку



Центр сертификации продукции и товаров

сертификат соответствия

декларация

технические условия

Получить сертификат
Наши клиенты